Авторские права в театральных постановках


Создание театрального представления – процесс сложный, длительный и коллективный.

Без сомнения, при создании спектакля каждый участник процесса вносит в него свой собственный авторский вклад. А, как известно, если есть авторский вклад, то есть и результат интеллектуальной деятельности, и права на такой результат подлежат охране.

Театрально-зрелищные представления в Гражданском кодексе Российской Федерации (ГК РФ) отнесены к категории сложных объектов.

Сложным объектом, согласно ст.1240 ГК РФ, называют объект, включающий в себя несколько охраняемых результатов интеллектуальной деятельности.

Наряду с театральными постановками к таким объектам также относятся фильмы, мультимедийные продукты и базы данных.

При этом законодательство предусматривает, что лицо, организовавшее создание сложного объекта, приобретает право использования других охраняемых результатов в составе своего сложного объекта на основании договоров об отчуждении исключительного права или лицензионных договоров, заключаемых таким лицом с обладателями исключительных прав на соответствующие результаты интеллектуальной деятельности.

Согласитесь, достаточно сложная и «увесистая» формулировка, но мы все же постараемся разобраться.

Как уже было сказано, в спектакле используется множество различных охраняемых объектов. Это и музыка, и декорации, и дизайны костюмов, а также другие объекты. Указанная выше норма говорит нам о том, что на все такие объекты у лица, организовавшего создание сложного объекта, должны быть заключены договоры с правообладателями.

Но кого же считать лицом, организовавшим создание сложного объекта? В законодательстве этот вопрос не урегулирован, поэтому пробел пришлось восполнять Верховному суду РФ и Высшему арбитражному суду РФ. В своем совместном Постановлении №5 и №29 от 26 марта 2009 года высшие судебные инстанции указали, что

«под лицом, организовавшим создание сложного объекта, понимается лицо, ответственное за организацию процесса создания такого объекта, в частности лицо, взявшее на себя инициативу и ответственность за создание соответствующего объекта (продюсер и т.п.)».

При этом стоит обратить внимание, что не обязательно это должно быть физическое лицо. Лицом, организовавшим создание сложного объекта, может выступать и продюсерский центр, и театр, и простая коммерческая организация, а также любое физическое лицо – режиссер, продюсер, художественный руководитель, инвестор и т.д.

Стоит отметить, что в законодательстве такой объект как постановка охраняется посредством механизма смежных прав.

Этот механизм несколько отличается от охраны исключительного права на объекты авторских прав. Связано это с особенностями самих объектов смежных прав, которые перечислены в ст.1304 ГК РФ, и с тем, что деятельность театрального режиссера не может быть закреплена в какой-либо материальной форме, позволяющей идентичное воспроизведение постановки; поэтому законодатель и закрепил за режиссером лишь права, смежные с авторскими.

Так права режиссеров-постановщиков охраняются по аналогии с правами на исполнения, и сам режиссер приравнивается в ст.1313 ГК РФ к исполнителю.

Однако, на мой взгляд, режиссеры-постановщики могут приравниваться к исполнителям весьма условно. Такие исполнители как артисты и музыканты и называются исполнителями, потому что лично участвуют в представлении, в то время как функция режиссера-постановщика именно в создании спектакля. При этом в документации часто возникает путаница, если один человек выступает и лицом, организовавшим создание сложного объекта, и режиссером.

Итак, режиссер приравнивается к исполнителю и обладает исключительным правом на объект смежных прав – театральную постановку, которая в свою очередь приравнивается к исполнению.

При этом в законодательстве установлено, что при создании постановки должны соблюдаться права лиц, чьи охраняемые объекты (исполнения актеров, музыка, объекты дизайна и т.п.) вошли в состав постановки. На этом моменте я предлагаю подробно остановиться и рассмотреть, какие договоры следует заключать, чтобы с юридической точки зрения постановка была полностью соответствующей требованиям действующего законодательства.

Для начала следует определить, кто именно будет правообладателем. Зачастую бывает так, что лицо, организовавшее создание сложного объекта, и режиссер – это разные субъекты. Как уже отмечалось, в качестве первого может выступать и организация и физическое лицо.

В этой связи видится разумным заключение договора об отчуждении исключительного права на объект смежных прав (театральную постановку) продюсеру.

Также возможен и вариант заключения лицензионного договора или договора авторского заказа – это зависит от договоренности сторон.

Заключение такого договора позволит сторонам в будущем избежать конфликтов, связанных с использованием постановки. Нередки случаи перехода режиссеров и целых трупп в другие театры. Имея на руках такой договор с четко определенными правами и обязанностями продюсера и режиссера, многих споров и разногласий удастся избежать.

Следующим важным моментом при оформлении спектакля с юридической точки зрения является заключение договоров со всеми лицами, чьи объекты авторских и смежных прав используются в постановке. В первую очередь это, конечно, артисты. Необходимо подготовить и заключить договоры об отчуждении исключительного права на исполнения (объекты смежных прав), либо лицензионные договоры о предоставлении лицу, организовавшему создание сложного объекта, права их использования. Такие договоры подчиняются общим правилах о договорах об отчуждении исключительного права и о лицензионных договорах.

Аналогичные договоры следует заключить и с авторами музыки, и с декораторами, со сценаристом, с художниками, костюмерами и другими лицами, создающими или предоставляющими для спектакля свои результаты интеллектуальной деятельности.

Стоит отметить, что для продюсера (или любого другого субъекта, выступающего в роли лица, организовавшего создание сложного объекта) удобнее и выгоднее заключение договоров об отчуждении исключительного права на все перечисленные объекты. Обычно такие договоры предусматривают выплату разового авторского вознаграждения и возможность в дальнейшем распоряжаться объектами по своему усмотрению. При этом в дальнейшем с актерами, например, заключаются именно договоры, предполагающие оплату их труда, но не подразумевающие выплату каких-либо авторских отчислений.

Ну и наконец, не стоит забывать и про личные неимущественные права авторов. Но стоит обратить внимание, что если авторы аудиовизуальных произведений (которые тоже являются сложными объектами) прямо обозначены в ст.1263 ГК РФ, то авторы театрально-зрелищного представления законодателем оставлены без внимания. Но это не говорит об отсутствии у них личных неимущественных авторских прав. Например, права авторства. На мой взгляд, в отсутствие должного законодательного урегулирования, при решении вопроса о том, чьи же имена указывать на афишах следует исходить из принципа, «чем больше тем лучше» и постараться отразить имена всех лиц, с кем заключены договоры при создании постановки.

Как видно, правильное юридическое оформление и документальное отражение создания театрально-зрелищного мероприятия процесс достаточно сложный. Авторские права пересекаются со смежными правами, правовой статус режиссера-постановщика может смешиваться со статусом продюсера и т.д. Чтобы совершенно не запутаться во всех этих тонкостях, рекомендуется уже на стадии подготовки к проекту привлекать к работе юриста.

#смежныеправа #авторскиеправа #авторскоеправо #театр #сложноепроизведение

Избранные посты
Недавние посты
Блог в соцсетях
  • Vkontakte Social Icon
Полезно!

© 2016-2020 Андрей Дмитриевич Макаров +7 (812) 988-12-14
Санкт-Петербург, Россия

  • Vkontakte Social Иконка
  • Facebook
  • Twitter

Юрист по авторским правам.