Договор с лейблом. Такой, каким он должен быть


Примерно полтора года назад вышла моя статья Про лейблы и контракты. В ней мы говорили о правах на песни, правах на псевдонимы и о том, на что стоит обращать внимание, подписываю договор с лейблом. На тот момент на слуху были скандалы вокруг Black Star и страшилки о том, как артисты остаются после разрыва контракта даже без собственного имени.


Когда я писал ту статью, у меня уже был достаточный опыт работы с несколькими лейблами и их контрактами, причем один из них даже входил в так называемую Большую тройку лейблов звукозаписи. В большинстве своем эти контракты представляли из себя кабальные соглашения, расторгнуть которые без суда артисту было невозможно, а по суду – крайне затруднительно, и предусматривали они, что артист отдается лейблу со всеми потрохами и чуть ли не в рабство. При этом, кстати, контракты самого большого и сильного лейбла были на удивление вменяемыми и комфортными для артистов и по ним видно, что юристы этого лейбла все-таки в курсе, что крепостное право отменили.



Но прошло полтора года, и я вижу, как меняется обстановка. А значит пришло время поговорить о том, как дела обстоят сейчас. Как известно, концертная деятельность сейчас является весьма проблематичной, а потому все сосредоточились на издании и дистрибуции. И я наблюдаю, что появляется очень много новых игроков на этом рынке. По большому счету такие компании и лейблами-то назвать нельзя. Просто кто-то в один момент начинает понимать, как работает эта индустрия и решает заняться дистрибуцией музыки. Благо сейчас полно всяких различных агрегаторов музыкального контента и лейблу фактически остается посредническая роль между артистом и этими агрегаторами, которые и обеспечивают попадание музыки на самые разные площадки и сервисы. Это площадки платят агрегатору, агрегатор платит лейблу, лейбл оставляет некоторый процент себе и платит артисту. Такая вот «пищевая» цепочка.


При всём при этом у меня складывается устойчивое впечатление, что понятия «продюсер», «продюсерский центр» и «лейбл» уходят в историю. Если раньше роль продюсера в деятельности артиста была очень велика, и продюсер всегда стремился помять все права под себя, то сейчас уже очень многие артисты совершенно спокойно обходятся без продюсеров в том классическом понимании. У них есть директор, который организует концерты и прогоняет через себя рекламные контракты, организует съемку клипов и корпоративы; по факту – нанятое лицо. Таким образом, артист теперь главный и независимый. А роль лейблов сводится к функции распространения музыки. Нет, конечно встречаются еще динозавры из эры крепостного права. Буквально пару месяцев назад я участвовал в переговорном процессе по расторжению договора с таким вот лейблом. Договор этот был подписан молодым артистом аж на 8 лет и по нему он как раз попадал в очень неприятную историю без права расторжения или расторжения через неустойку в несколько сотен тысяч евро; и в этом договоре было всё: и захват права на имя, и влияние на творческий стиль и нищенские проценты и много ещё чего. Артист понял, что лейбл больше душит его, чем способствует творческому развитию и уже подготовил к релизу новый альбом, который планировал выпускать уже без участия лейбла. Но расторгнуть договор не получалось, денег на отступные не было, времени на суд тоже не было и пришлось договариваться. Так вот такие ситуацию еще, конечно, встречаются, но редко. А роль современных лейблов сводится к функции распространения музыки.


Таким образом, если речь теперь идет только о распространении, то и структура договоров с лейблами должна меняться. А это значит, что теперь достаточно простого лицензионного договора. Однако и к его заключению стоит отнестись внимательно.


Вот несколько советов артисту о том, на что обратить внимание:


Во-первых, конечно, существенные условия. Для лицензионных договоров это предмет договора (путем указания на конкретные произведения) и способы использования. То есть в договоре (или в приложении к нему) должны быть указаны конкретные и уже существующие произведения. Также указываются и объекты смежных прав (фонограммы и исполнения). И обязательно в договоре должны быть прописаны способы их использования. Обычно такие договоры заключаются на условиях исключительной лицензии. То есть на время действия договора нельзя привлечь для распространения этих же произведений какую-либо еще компанию или гражданина.


Во-вторых, срок. Убедитесь, что срок адекватный. Конечно, что такое адекватный срок каждый для себя решает сам, но я не рекомендую заключать договор на слишком длительный срок. Может ведь случиться так, что работа лейбла Вас не устроит и Вы захотите отдать эти произведения на распространение другой компании. Расторгнуть досрочно договор в одностороннем порядке зачастую можно только в судебном порядке. Согласно ст.310 ГК РФ, односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается. Так что если в самом договоре не прописано, что артист может досрочно расторгнуть договор, то придется ждать окончания срок договора. Я рекомендую согласовать срок 6-9 месяцев; за это время можно понять, комфортно ли Вам сотрудничать с этим лейблом.


Далее следует обратить внимание на отчеты. Отчеты предоставляются лейблом артисту, чтобы можно было понять, на каком основании рассчитано вознаграждение. Желательно, чтобы приложением к договору шла форма такого отчета. И еще я очень рекомендую предусматривать в договоре возможность его расторжения артистом в случае нарушения лейблом правил составления отчета, сроков предоставления отчета и его формы, установленных в самом договоре. Также желательно предусмотреть возможность контроля достоверности информации, содержащейся в отчете. Есть у меня в практике случай, когда отчеты по договору артисту предоставлялись, но не выдерживали никакой критики и их достоверность вызывала сомнения. Повлиять на лейбл в ходе переговоров и убедить его предоставить надлежащие отчеты не удалось и сейчас это дело направляется в суд.


Вот основные моменты, которые стоит учитывать в ситуации, когда лейбл выступает в роли дистрибьютора музыки.


Если у Вас есть вопросы по договорам, заключаемым с лейблом или с артистом, я с удовольствием помогу Вам в них разобраться.


© Андрей Макаров 2020г. Эта статья является охраняемым объектом авторских прав! Воспроизведение текста статьи и/или его частей разрешается в сети Интернет с обязательным указанием имени автора и активной гиперссылки на источник.


Избранные посты
Недавние посты
Блог в соцсетях
  • Vkontakte Social Icon
Полезно!

© 2016-2020 Андрей Дмитриевич Макаров +7 (812) 988-12-14
Санкт-Петербург, Россия

  • Vkontakte Social Иконка
  • Facebook
  • Twitter

Юрист по авторским правам.