Договор с сессионным музыкантом


Если Вы читаете эту статью, то, скорее всего, Вам не нужно объяснять, кто такие сессионные музыканты.

Но на всякий случай: сессионный музыкант – это музыкант, который не является постоянным членом данного музыкального коллектива и которого приглашают (разово или несколько раз) для участия в записи или для живого исполнения на концерте. Их еще называют сессионниками, причем это понятие включает в себя не только музыкантов, но и вокальных исполнителей, которых так же разово приглашают петь (например, бэк-вокалисты). Так что будем пользоваться широким понятием «сессионный музыкант», включающим как приглашенных музыкантов, так и приглашенных исполнителей.

Итак, с терминами разобрались, теперь по сути:

Казалось бы, какие могут быть особенности договоров с сессионным музыкантом? Его позвали, дали партитуру, он отыграл, записали, рассчитались и разошлись.

Но не всё так просто. Дело в том, что при записи музыкального произведения музыкант (и вокалист тоже) создает объект смежных прав – исполнение.

А еще бывает, что сессионный музыкант делает аранжировку. Аранжировка – это отдельный объект авторских прав.

А представляете (и так чаще всего и бывает), если сессионных музыкантов несколько?

Но давайте обо всем по порядку.

Исполнение

Как мы уже сказали, при записи музыкального произведения музыкант создает объект смежных прав – исполнение. Исполнение – это результат исполнительской деятельности; то, как музыкант исполнил произведение. Это, согласно ст.1317 ГК РФ – охраняемый объект.

Исключительное право на исполнение первоначально возникает у исполнителя. По аналогии с авторскими правами, для возникновения, осуществления и защиты смежных прав также не требуется регистрация или соблюдение каких-либо иных формальностей.

Однако, исключительное право на исполнение может принадлежать другим лицам; исполнитель может распорядиться этим правом. И это логично. Приглашая сессионного музыканта, заказчик рассчитывает на выполнение разовой работы, результатом которой он сможет потом свободно распоряжаться. Поэтому видится разумным отчуждение исполнителем исключительного права на исполнение в пользу заказчика. Хотя, не скрою, мне встречались договоры, в которых сессионникам удавалось сохранить исключительное право на исполнение за собой, а заказчику предоставить лишь лицензию и получать от заказчика роялти от каждого использования песни, которую они записали. Но не все заказчики пойдут на такие условия.

Итак, заключая договор с сессионным музыкантом, необходимо определить в договоре, кому будет принадлежать исключительное право на создаваемое по такому договору исполнение. Сделать это надо обязательно, потому что в противном случае при возникновении спора этим будет заниматься суд. Сами понимаете, суд – дело не быстрое, нервное и дорогое. Особенно обидно, когда такие вот неурегулированные моменты с авторскими или смежными правами всплывают перед самым релизом, например, нового альбома. Стоит отметить, что понять разницу между смежными и авторскими правами достаточно сложно не только музыкантам, да и многим юристам. Поэтому лучше к решению таких задачи привлекать юриста, специализирующегося именно в области авторских и смежных прав.

Аранжировка

Нередко бывает так, что перед сессионным музыкантом, помимо записи, стоит еще и задача создания аранжировки произведения. В понимании закона аранжировка – это производное произведение. То есть объект авторских прав. И совершенно логично, что, как и в случае с исполнением, заказчик желает распоряжаться созданным результатом и заполучить себе исключительное право на аранжировку.

Таким образом, наш договор с сессионным музыкантом приобретает элемент договора авторского заказа. Это совершенно не означает, что если сессионник создает и исполнение и аранжировку, то это должны быть два разных договора. Всё можно оговорить в одном документе, просто тогда он будет иметь смешанную природу; это нормально.

При создании сессионным музыкантом аранжировки в Вашем договоре должны присутствовать существенные (обязательные) условия, которые характерны договорам авторского заказа: указание на произведение, которое создается, и срок. Также необходимо определить принадлежность исключительного права на создаваемое произведение; например, предусмотреть его отчуждение заказчику. Если же стороны договорились о том, что исключительное право не отчуждается заказчику, то договором должны быть предусмотрены подробные условия использования заказчиком результата работы сессионного музыканта с указанием способов использования, срока, территории и других подробностей, характерных для лицензионных договоров.

Совместное исполнение

Ситуация немного усложняется, когда у нас появляется не один сессионный музыкант, а несколько и все они вместе исполняют какое-либо произведение.

Однако понять, что такое совместное исполнение не трудно. Достаточно представить оркестр, который по нотам исполняет произведение. Каждый музыкант создает свое собственное исполнение (на скрипке, гитаре, фаготе или гармошке), но всё это вместе может составлять единое целое.

Согласно ст.1314 ГК РФ, смежные права на совместное исполнение принадлежат совместно принимавшим участие в его создании членам коллектива исполнителей. Но если у этого коллектива исполнителей есть руководитель, то именно он будет распоряжаться этими правами. Если же руководителя нет, то все члены коллектива будут распоряжаться смежными правами на из общее исполнение совместно.

Таким образом, если в качестве сессионных музыкантов привлекается целый коллектив с имеющимся руководителем, то, теоретически, договор об отчуждении исключительного права на совместное исполнение может подписать именно руководитель. Однако закон не позволяет установить, кого именно нужно считать руководителем коллектива, если этот коллектив никак не оформлен. Поэтому, если коллектив не оформлен как бизнес единица, невозможно достоверно определить, кто является руководителем коллектива, или такого руководителя вообще нет, то целесообразно заключить несколько договоров с каждым исполнителем. Тогда у заказчика «на руках» окажется целый пакет прав, переданных ему от каждого сессионного музыканта, принимавшего участие в записи или исполнении произведения. Права эти могут быть разными: исключительное право или право использования, но главное, чтобы они были определены и правильно предоставлены.

Итог

Заключая договор с сессионным музыкантом или несколькими музыкантами, не следует рассчитывать, что можно будет ограничиться простым договором об оказании услуг. В договоре следует учесть ряд нюансов, относящихся к создаваемым такими музыкантами результатам исполнительской или творческой деятельности. Такой договор будет иметь смешанную природу и должен подробно описывать принадлежность прав, как на объекты авторских прав, так и на объекты смежных прав.

© Андрей Макаров, 2020г. Эта статья является охраняемым объектом авторских прав! Воспроизведение текста статьи и/или его частей разрешается в сети Интернет с обязательным указанием имени автора и активной гиперссылки на источник.

Избранные посты
Недавние посты
Блог в соцсетях
  • Vkontakte Social Icon
Полезно!

© 2016-2020 Андрей Дмитриевич Макаров +7 (812) 988-12-14
Санкт-Петербург, Россия

  • Vkontakte Social Иконка
  • Facebook
  • Twitter

Юрист по авторским правам.